dikt_prole

Category:

Свободное общество без классов - определение и лозунг

Хочу начать с обоснования того, почему вообще возможно добавление слов к такому важному понятию как бесклассовое общество, которое понимается в настоящий момент как коммунизм в полном смысле слова. Для этого рассмотрим вкратце историю близкого и не менее важного понятия «человек». Более двухсот лет назад в 1812 году выдающийся немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал: «Мыслящий разум — вот определение человека …» [1]. Он допускал разум неживотного происхождения и судя по всему не был так уж далёк от истины [2]. Однако то, что мы имеем ввиду говоря «человек», неоспоримо имеет именно животное происхождение. Примерно на 60 лет позже важный момент подчеркнул Энгельс: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь …» [3]. В настоящий момент принято определение «Человек – это животное общественное, трудящееся, говорящее и разумное» [4]. Что мы можем сказать о наших формулировках определений исходя из этой ретроспективы?

1. Формулировки определений развиваются вместе с обществом

2. Каждая новая формулировка уточняет старую, не отрицая её полностью, но существенно сужая круг явлений, подпадающих под это определение

Коммунизм — свободное общество без классов

В этой формулировке новым является слово «свобода». Свобода здесь само собой понимается как господство над обстоятельствами со знанием дела [5]. Коммунизм построен ещё никогда не был. Это есть великая цель каждого сознательного человека, для достижения которой предстоит много бороться, трудиться. Но некоторое представление о том что мы хотим построить у нас есть. И существенным моментом этого представления является господство над обстоятельствами. Необходимо чётко понимать, что господствует либо общество над обстоятельствами, либо обстоятельства над обществом. Какими последствиями для общества может обернуться последнее ярко иллюстрирует развал Советского Союза. В этом отношении скажем честно, что СССР как общество над обстоятельствами  господствовал недостаточно. Поэтому мы говорим, что имел место социализм — неполный, неразвитый коммунизм.

Далее позволим себе немного пофантазировать и обратимся к тем вызовам, которые будет принимать наше новое, ещё не построенное общество. Нужно признать, что эти вызовы могут быть связаны с тенденциями к выделению классов и возврату к старой общественной формации. Вызовы могут иметь техногенный и вообще какой угодно характер. Отвлекаясь от их природы одно мы можем сказать точно — коммунизм должен будет каждый раз одерживать верх и устанавливать своё господство.

Когда мы приводим формулировку, относящуюся к таким понятиям как человек, общество, то она есть не только определение, но и агитация в форме немедленного призыва к действию, лозунга. Вышеуказанная формулировка прямо говорит, что человек, называющий себя коммунистом, должен:

1. Знать общее дело. Понимать это нужно в первую очередь как знание основных моментов марксизма - ленинизма, диалектической логики

2. Добиваться господства над обстоятельствами. Обстоятельства могут быть разные и дОлжно действовать так, чтобы принести общему делу больше пользы чем вреда. Текущие обстоятельства таковы, что каждый должен оказывать всестороннюю поддержку рабочему движению по мере своих возможностей

3. В отношении общества занимать ту позицию, что наличие в нём классов его категорически не устраивает и он будет с этим бороться

Нужно отметить, что слово «свобода» в общественном сознании имеет преимущественно положительную эмоциональную окраску и в этом его очевидная польза. С другой стороны многие всё ещё понимают свободу вульгарно: «что хочу, то и делаю». Если есть ощущение, что человек неправильно понимает что такое свобода, необходимо сопровождать приводимую формулировку разъяснительной работой и говорить что она есть на самом деле.

Ссылки:

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель — Наука логики, т.1 изд. «Мысль» 1970, стр. 185
2. AnnieBronson — Искусственный интеллект Google играет в Starcraft II лучше 99,8% игроков-людей https://habr.com/ru/news/t/474034/
3. Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» — https://www.politpros.com/library/28/259/
4. Попов М.В. «Лекции по философии истории», Санкт Петербург, Издательство Политехнического университета 2010, стр. 139 или http://www.rpw.ru/lib/fi.pdf
5. Там же, страница 13


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic